Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » уроки фотографу » фотография

МОЖНО ЛИ РЕЗАТЬ ВЕРХ ГОЛОВЫ НА КРУПНЫХ ПОРТРЕТАХ?












Сегодня я попробую ответить на часто задаваемый вопрос, можно ли "резать" верх головы на крупных портретах?


Я попробую описать это кратко и развёрнуто.

Краткий вариант:

Если строить композицию исходя из правил "Третей" и/или "Золотого сечения", то глаза, как самая важная часть портрета, по идее, должны попадать рядом с линиями и пересечениями. Это, как меня поправляют старшие товарищи, не догма, а только точки отсчёта для дальнейшего построения композиции, которая строится часто интуитивно. При этом и получается, что макушка оказывается "отрезанной".

Развёрнутый вариант:
Вот кадр без кропа, то есть — в том виде, как он был сделан. Это не крупный портрет, но он может послужить заготовкой для объяснения:

Но начать надо немного с другого, а именно — с понимания того, как устроено человеческое лицо и что в нём для зрителя важнее всего. В этом нам помогут... художники-карикатуристы! Вот известный рисунок гениального Херлуфа Бидструпа (Herluf Bidstrup) и на нём мы можем видеть, что для передачи эмоций карикатуристу достаточно лишь формы губ, глаз и положения бровей:

Все эти части лица располагаются в нижней его половине:

То есть, для получения представления об эмоции человека, изображённого на портрете, нам достаточно информации из нижней половины лица, в то время как верхняя его половина практически никакой подобной информации в себе не несёт. И если мы скадрируем крупный портрет таким образом, чтобы голова целиком влезала в кадр, то мы получим такую картинку, где верхняя половина кадра не занята информацией, а нижняя — перегружена:

То есть, грубо говоря, мы оставляем ненагруженной половину кадра. Очень расточительно! Но и это ещё не всё, как говорят в "Магазине на диване".

В портрете очень важно, чтобы получился контакт изображения со зрителем. Очень желательно, чтобы возникало ощущение того, что человек этот находится прямо перед тобой. Если кадр будет скадрирован так:

...то получится, что наши глаза, расположенные по нашим ощущениям в верхней части головы, будут упираться взглядом в лоб человека, а не в глаза того, кто изображён на портрете. "Глаза в глаза" посмотреть уже не получается!

Всё это вместе и позволяет фотографам безболезненно "резать" верхнюю часть головы при кадрировании крупного портрета. Кстати, когда портрет очень крупный, то подбородок стараются оставить максимально нетронутым, насколько это возможно:

Это делается для того, чтобы оставить максимум информации об эмоции человека (подбородок — это нижняя челюсть/рот — то, что влияет на демонстрацию эмоции, в отличие ото лба).

Ну и в заключении необходимо сказать, что построение композиции — это намного более сложный процесс, чем просто прикладывание "Третей" или "Золотого сечения". Тут всё намного сложнее. И проще.

2010 © Антон Мартынов, фотографии автора
Категория: фотография | Добавил: nevestka (07.02.2011)
Просмотров: 1598 | Теги: фотография, уроки фотографу | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]